Цвета сайта
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Кернинг:
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Тип шрифта:
  • АБВ
  • АБВ
Изображения:
8 (81733) 3-18-71

Калейдоскоп

Практика «Калейдоскоп» направлена на социальную адаптацию и разностороннюю реабилитацию людей с нарушением зрения. Это единственная практика для  людей с потерей зрения, которая применяется в Сокольском муниципальном округе.

Одной из ключевых проблем для людей с нарушением зрения является недостаток общения и доступной информации, что приводит к замкнутости и ограниченному кругу интересов.

Полная или частичная потеря зрения в значительной мере изменяет жизнь, так как доступ к информации, воспринимаемой зрячими в фоновом режиме, для них ограничен. С возрастом этот барьер усугубляется: у многих социальный круг сводится к родственникам и дому.

Проведённый специалистами мониторинг показал, что люди с нарушением зрения особенно заинтересованы в занятиях с психологом, участии в творческих мастерских и упражнениях для поддержания физической активности, таких как суставная гимнастика.

Практика представляет собой комплекс групповых реабилитационных и профилактических мероприятий, направленных на поддержание возможностей самореализации жизненно важных потребностей, повышение физической и социальной активности, нормализацию психического статуса граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе с нарушением зрения.

Мероприятия, организуемые в ходе практики, помогают участникам не только организовать досуг, но и общаться, приобретать новые знания.

Реализация мероприятий осуществляется на базе  учреждения с выездом на экскурсии на транспорте Комплексного центра.

Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю. Оптимальный режим проведения занятий – 1 раз в неделю по 1,5 – 2,5 часа.

Состав участников является постоянным, так как люди пожилого возраста и люди с ОВЗ, как правило, замкнуты и стараются не открываться перед незнакомыми людьми, боясь осуждения и непонимания со стороны.

Занятия реализуются циклами, продолжительность каждого - один год.

Тематика мероприятий подбирается таким образом, чтобы каждый из участников реабилитационной группы мог включиться в них в любое время, активно в них участвовать и по завершению каждого вида деятельности оценить результат своих усилий.   В процессе реализации цикла занятий допускается  их корректировка и взаимозаменяемость.

Цель:

создать условия для разносторонней реабилитации инвалидов с нарушениями зрения и пожилых людей, поддержание социального, психологического и физического статуса посредством обеспечения дневной занятости.

Задачи:

-   снижать уровень соматического напряжения, связанного с эмоциональным состоянием личности;

-   повышать уровень адаптации в социуме;

-   формировать мотивации и установки комфортного отношения к своей личности;

-   повышать жизненную активность и потребность в реализации себя;

-    внедрять социальные технологии в работу с инвалидами, в том числе с нарушениями зрения и людьми пожилого возраста, направленные на улучшение качества их жизни.

Целевая группа: граждане с инвалидностью, преимущественно  с нарушениями зрения и граждане пожилого возраста.

Подготовительный этап:

1.    Создание рабочей группы.

2.    Распределение функциональных обязанностей.

3.    Ревизия имеющихся возможностей и ресурсов.

4.    Подготовка материально-технической базы.

5.    Проведение обучения специалистов.

6.    Подготовка методических материалов (разработка, систематизация, оформление пособий и т.д.).

7.    Формирование целевой группы.

8.    Мониторинг и выявление проблем в социализации на всех уровнях социума.

9.    Организация сотрудничества с различными ведомствами, включенными в реализацию практики.

 

Исследовательский этап:

1.    Проведение первичной диагностики, направленной на определение уровня реабилитированности участников с целью выбора путей, методов и форм работы и разработки планов мероприятий с учетом полученных результатов диагностики (опросник, разработанный Национальным медицинским исследовательским центром психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева).

Формирующий этап:

1.    Разработка тематического цикла занятий.

2.    Выбор форм и методов, максимально комфортных и эффективных для работы с целевой группой.

3.    Разработка алгоритма занятия, его отработка и корректировка.

4.    Организация и проведение занятий.

5.    Обеспечение информационного освещения занятий в СМИ и на интернет ресурсах.

Цикличный этап диагностики:

1. Повторная диагностика, и анализ и сравнение результатов.

2. Получение обратной связи от участников, мониторинг отзывов.

3. Составление аналитического отчета работы.

4. Корректировка выявленных недочетов.

5. Подведение итогов и результативности.

 

Каждое занятие построено по алгоритму, включающему:

  •   Приветственный ритуал «Импульс»: участники сидят в кругу и передают друг другу символический импульс добра и здоровья.

  • ·Пальчиковая, суставная и нейрогимнастика: упражнения для улучшения мелкой моторики, поддержания подвижности суставов, активности нейронных связей.

  • Танцы на стульях: активность, адаптированная для людей с ограниченной подвижностью.

  • Познавательный блок: включает музыкотерапию, анималотерапию, садовую терапию и другие методики, стимулирующие сенсорное восприятие и положительные эмоции.

  • Творческие мастер-классы: занятия по оригами, пластилинографии, бумажной пластике и другим видам декоративно-прикладного искусства.

Формы работы: практическое занятие, экскурсия, беседа, обсуждение, тренинги и т.д.

Методы работы:

-   Организационные: планирование, информирование, координирование.

-   Исследовательские: наблюдение (прямое и косвенное), опрос, анкетирование, проективные диагностические методы.

-   Практические: работа по инструктажу, репродуктивные методы (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности), компенсаторные методы оккупациональной терапии, суставная гимнастика, оздоровительные методы, методы психоэмоционального воздействия, методы организации досуговой деятельности, эрготерапия, тестопластика.

-   Методы психоэмоционального воздействия: психогимнастика, канис-терапия, гардено-терапия, аутотренинг, релаксация, песочная терапия, лито-терапия, магнито-терапия, мандала-терапия, телесно-ориентированная терапия, ароматерапия, музыкотерапия, смехо-терапия, арт-терапевтические техники, обучение навыкам децентрации, терапия творческим самовыражением (ТТС – метод М.Е.Бурно).

-   Аналитические: анализ эффективности деятельности, обобщение, сравнение, сопоставление с целью отслеживания результативности практики и своевременного внесения корректировки.

-   Встречи с партнерами других ведомств, задействованных в реализации мероприятий Программы.  

При внедрении практики необходимо продумать и учесть:

1. Маршрутизацию участников до пункта проведения встреч. Это люди незрячие, им может потребоваться помощь волонтеров.

2. Речь и настрой специалистов, проводящих занятие. Речь должна быть максимально понятной, четкой, грамотной.

Специалист должен быть активным, но в то же время очень поддерживающим. Также необходимо позитивное отношение к участникам реабилитационной группы, это должно быть принципиальной позицией ведущего.

3. Подбор  видов деятельности. Необходимо  опираться  на ведущее заболевание – нарушение зрения, абилитационные и реабилитационные возможности слепых людей, остаточное зрение. Используется дифференцированный подход к людям, которые впервые получили инвалидность и к людям, которые являются инвалидами с детства.

4. Уровень мотивации, запросы и цели участников группы, степень их готовности к работе над своей личностью


Материалы размещены: