Калейдоскоп
Практика «Калейдоскоп» направлена на социальную адаптацию и разностороннюю реабилитацию людей с нарушением зрения. Это единственная практика для людей с потерей зрения, которая применяется в Сокольском муниципальном округе.
Одной из ключевых проблем для людей с нарушением зрения является недостаток общения и доступной информации, что приводит к замкнутости и ограниченному кругу интересов.
Полная или частичная потеря зрения в значительной мере изменяет жизнь, так как доступ к информации, воспринимаемой зрячими в фоновом режиме, для них ограничен. С возрастом этот барьер усугубляется: у многих социальный круг сводится к родственникам и дому.
Проведённый специалистами мониторинг показал, что люди с нарушением зрения особенно заинтересованы в занятиях с психологом, участии в творческих мастерских и упражнениях для поддержания физической активности, таких как суставная гимнастика.
Практика представляет собой комплекс групповых реабилитационных и профилактических мероприятий, направленных на поддержание возможностей самореализации жизненно важных потребностей, повышение физической и социальной активности, нормализацию психического статуса граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе с нарушением зрения.
Мероприятия, организуемые в ходе практики, помогают участникам не только организовать досуг, но и общаться, приобретать новые знания.
Реализация мероприятий осуществляется на базе учреждения с выездом на экскурсии на транспорте Комплексного центра.
Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю. Оптимальный режим проведения занятий – 1 раз в неделю по 1,5 – 2,5 часа.
Состав участников является постоянным, так как люди пожилого возраста и люди с ОВЗ, как правило, замкнуты и стараются не открываться перед незнакомыми людьми, боясь осуждения и непонимания со стороны.
Занятия реализуются циклами, продолжительность каждого - один год.
Тематика мероприятий подбирается таким образом, чтобы каждый из участников реабилитационной группы мог включиться в них в любое время, активно в них участвовать и по завершению каждого вида деятельности оценить результат своих усилий. В процессе реализации цикла занятий допускается их корректировка и взаимозаменяемость.
Цель:
создать условия для разносторонней реабилитации инвалидов с нарушениями зрения и пожилых людей, поддержание социального, психологического и физического статуса посредством обеспечения дневной занятости.
Задачи:
- снижать уровень соматического напряжения, связанного с эмоциональным состоянием личности;
- повышать уровень адаптации в социуме;
- формировать мотивации и установки комфортного отношения к своей личности;
- повышать жизненную активность и потребность в реализации себя;
- внедрять социальные технологии в работу с инвалидами, в том числе с нарушениями зрения и людьми пожилого возраста, направленные на улучшение качества их жизни.
Целевая группа: граждане с инвалидностью, преимущественно с нарушениями зрения и граждане пожилого возраста.Подготовительный этап:
1. Создание рабочей группы.
2. Распределение функциональных обязанностей.
3. Ревизия имеющихся возможностей и ресурсов.
4. Подготовка материально-технической базы.
5. Проведение обучения специалистов.
6. Подготовка методических материалов (разработка, систематизация, оформление пособий и т.д.).
7. Формирование целевой группы.
8. Мониторинг и выявление проблем в социализации на всех уровнях социума.
9. Организация сотрудничества с различными ведомствами, включенными в реализацию практики.
Исследовательский этап:
1. Проведение первичной диагностики, направленной на определение уровня реабилитированности участников с целью выбора путей, методов и форм работы и разработки планов мероприятий с учетом полученных результатов диагностики (опросник, разработанный Национальным медицинским исследовательским центром психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева).
Формирующий этап:
1. Разработка тематического цикла занятий.
2. Выбор форм и методов, максимально комфортных и эффективных для работы с целевой группой.
3. Разработка алгоритма занятия, его отработка и корректировка.
4. Организация и проведение занятий.
5. Обеспечение информационного освещения занятий в СМИ и на интернет ресурсах.
Цикличный этап диагностики:
1. Повторная диагностика, и анализ и сравнение результатов.
2. Получение обратной связи от участников, мониторинг отзывов.
3. Составление аналитического отчета работы.
4. Корректировка выявленных недочетов.
5. Подведение итогов и результативности.
Каждое занятие построено по алгоритму, включающему:
-
Приветственный ритуал «Импульс»: участники сидят в кругу и передают друг другу символический импульс добра и здоровья.
-
·Пальчиковая, суставная и нейрогимнастика: упражнения для улучшения мелкой моторики, поддержания подвижности суставов, активности нейронных связей.
-
Танцы на стульях: активность, адаптированная для людей с ограниченной подвижностью.
-
Познавательный блок: включает музыкотерапию, анималотерапию, садовую терапию и другие методики, стимулирующие сенсорное восприятие и положительные эмоции.
-
Творческие мастер-классы: занятия по оригами, пластилинографии, бумажной пластике и другим видам декоративно-прикладного искусства.
Формы работы: практическое занятие, экскурсия, беседа, обсуждение, тренинги и т.д.
Методы работы:
- Организационные: планирование, информирование, координирование.
- Исследовательские: наблюдение (прямое и косвенное), опрос, анкетирование, проективные диагностические методы.
- Практические: работа по инструктажу, репродуктивные методы (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности), компенсаторные методы оккупациональной терапии, суставная гимнастика, оздоровительные методы, методы психоэмоционального воздействия, методы организации досуговой деятельности, эрготерапия, тестопластика.
- Методы психоэмоционального воздействия: психогимнастика, канис-терапия, гардено-терапия, аутотренинг, релаксация, песочная терапия, лито-терапия, магнито-терапия, мандала-терапия, телесно-ориентированная терапия, ароматерапия, музыкотерапия, смехо-терапия, арт-терапевтические техники, обучение навыкам децентрации, терапия творческим самовыражением (ТТС – метод М.Е.Бурно).
- Аналитические: анализ эффективности деятельности, обобщение, сравнение, сопоставление с целью отслеживания результативности практики и своевременного внесения корректировки.
- Встречи с партнерами других ведомств, задействованных в реализации мероприятий Программы.
При внедрении практики необходимо продумать и учесть:
1. Маршрутизацию участников до пункта проведения встреч. Это люди незрячие, им может потребоваться помощь волонтеров.
2. Речь и настрой специалистов, проводящих занятие. Речь должна быть максимально понятной, четкой, грамотной.
Специалист должен быть активным, но в то же время очень поддерживающим. Также необходимо позитивное отношение к участникам реабилитационной группы, это должно быть принципиальной позицией ведущего.
3. Подбор видов деятельности. Необходимо опираться на ведущее заболевание – нарушение зрения, абилитационные и реабилитационные возможности слепых людей, остаточное зрение. Используется дифференцированный подход к людям, которые впервые получили инвалидность и к людям, которые являются инвалидами с детства.
4. Уровень мотивации, запросы и цели участников группы, степень их готовности к работе над своей личностью
Материалы размещены:
-
на платформе АСИ «Смартека» https://smarteka.com/profile/practice-contest/view/51637
-
в официальной группе ВК https://vk.com/wall-173397690?q=калейдоскоп%20калейдоскоповцы






